Региональное
законодательство


Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления


www.regionz.ru / Нижегородская область

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от 19.12.2012 г. по делу N 1278-ФАС52-03/52


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2012 г. по делу № 1278-ФАС52-03/52

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:

Председатель комиссии -  Ю.Н. Гребнев, заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:       -  Н.В.   Литвиненко,   начальник   отдела   контроля
                         естественных монополий;

                      -  И.В.  Ильин,  ведущий  специалист-эксперт   отдела
                         контроля естественных монополий;

                      -  Е.В.  Пика,  ведущий   специалист-эксперт   отдела
                         контроля естественных монополий, -

с участием:

- Р.Ю.Н.              - представителя ООО "Т";

- В.А.В.              - заявителя;

- В.Б.Ш.              - представителя ООО "В", -

рассмотрев дело № 1278-ФАС52-03/52 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Т" (603000, город Нижний Новгород, <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление председателя совета многоквартирного дома В.В.А. (далее - Заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью "Т" (далее - ООО "Т", Ответчик, Общество), связанные с прекращением с 25 июня 2012 года подачи горячего водоснабжения в жилой дом № 49 по улице <...> города Нижнего Новгорода.
По результатам рассмотрения заявления территориальным органом ФАС России принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "Т", о чем на основании части 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" издан приказ от 08.10.2012 № 348 "О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
На заседании комиссии Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении в антимонопольный орган. Пояснил, что общество с ограниченной ответственностью "В" (далее - ООО "В", Компания) осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: город Нижний Новгород, улица <...>, дома № 43, № 43а, № 49, - на основании договора управления от 01 ноября 2005 года. Названные дома "присоединены" к котельной, которая принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Т". Ответчик 25.06.2012 прекратил подачу горячего водоснабжения в вышеуказанные многоквартирные дома.
Ответчик пояснил, что между ООО "Т" и ООО "В" отсутствует договор теплоснабжения. Тем не менее между данными обществами сложились гражданско-правовые отношения в части поставки тепловой энергии. За период с мая 2007 года по октябрь 2010 года у ООО "В" образовалась задолженность за тепловую энергию перед ООО "Т". В связи с большой задолженностью ООО "Т" 25 июня 2012 года прекратило подачу горячего водоснабжения в многоквартирные дома № 49 и № 43а по улице <...> города Нижнего Новгорода.
Представитель ООО "В" пояснил, что осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: город Нижний Новгород, улица <...>, дом № 43, № 43а, № 49, - на основании договора управления от 01 ноября 2005 года. По договору управления ООО "В", в частности, предоставляет гражданам указанных многоквартирных домов коммунальные услуги (пункт 1.1 договора управления). Названные дома "присоединены" к котельной, которая вырабатывает тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения. Данная котельная принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Т" на праве аренды.
Комиссия, заслушав объяснения заявителя, ответчика, заинтересованного лица, проанализировав материалы дела, приходит к следующему.
1. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Статья 4 Федерального закона от 14.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" определяет передачу тепловой энергии как естественно - монопольный вид деятельности.
Юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии (статья 3 Федерального закона "О естественных монополиях").
В силу прямого указания закона положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим (часть 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции"). Как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО "Т" владеет источником тепловой энергии - котельной, а также тепловыми сетями (договор аренды нежилого помещения от 15.12.2010 № б/н).
Таким образом, Ответчик, как субъект естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии, географическими границами которого являются границы тепловых сетей, присоединенных к источнику теплоты, эксплуатируемому ООО "Т".
Кроме того, ООО "Т" занимает доминирующее положение на рынке реализации тепловой энергии в географических границах тепловых сетей, присоединенных к принадлежащему обществу источнику теплоты. Указанное подтверждается имеющимся в материалах дела аналитическим отчетом, составленным по результатам анализа данных товарных рынков, проведенного в соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5.
Таким образом, Ответчик занимает доминирующее положение на рынках реализации тепловой энергии и услуг по ее передаче в границах тепловых сетей, присоединенных к источнику теплоты, эксплуатируемому ООО "Т", следовательно, действия Общества могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Как отмечалось ранее, ООО "В" осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: город Нижний Новгород, улица <...>, дома № 43, № 43а, № 49. Теплоснабжение названных домов осуществляется от котельной, которая принадлежит ООО "Т". Между ООО "В" и Ответчиком отсутствует договор теплоснабжения. За период с мая 2007 года по октябрь 2010 года у ООО "В" образовалась задолженность за тепловую энергию перед ООО "Т".
Как установлено комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела, ООО "Т" направило в адрес ООО "В" следующие письма:
- № <...> от 13.12.2011 - о необходимости погашения задолженности, в случае неоплаты которой до 12.01.2012 Общество введет ограничение подачи теплоносителя для целей горячего водоснабжения, а также предложение об урегулировании данного вопроса;
- № <...> от 18.01.2012 - о необходимости погашения задолженности, в случае неоплаты которой до 23.01.2012 Общество введет ограничение подачи теплоносителя для целей горячего водоснабжения, а также предложение об урегулировании данного вопроса;
- № <...> от 23.01.2012 - об ограничении подачи теплоносителя для целей горячего водоснабжения;
- № <...> от 07.02.2012 - о необходимости погашения задолженности, в случае неоплаты которой до 10.02.2012 Общество прекратит поставку горячего водоснабжения;
- № <...> от 05.03.2012 - о необходимости погашения задолженности, в случае неоплаты которой до 10.03.2012 Общество прекратит поставку горячего водоснабжения, а также предложение об урегулировании данного вопроса;
- № <...> от 28.05.2012 - о необходимости погашения задолженности, в случае неоплаты которой до 08.06.2012 Общество прекратит поставку горячего водоснабжения, а также предложение об урегулировании данного вопроса;
- № <...> от 05.06.2012 - о необходимости погашения задолженности, в случае неоплаты которой до 08.06.2012 Общество прекратит поставку горячего водоснабжения, предоставлении данных с коммерческих узлов учета горячего водоснабжения, а также предложение об урегулировании данного вопроса;
- № <...> от 21.06.2012 - о необходимости погашения задолженности, в случае неоплаты которой до 25.06.2012 Общество прекратит поставку горячего водоснабжения, предоставлении данных с коммерческих узлов учета горячего водоснабжения, а также предложение об урегулировании данного вопроса.
В свою очередь, ООО "В" направило в адрес ООО "Т" следующие письма:
- № <...>, № <...>, № <...> от 07.03.2012 - о перенастройке счетчика СТД на базе вычислителя ВТД-В на распечатку параметров в кубических метрах вместо тонн; о сообщении тарифа на горячее водоснабжение и отопление, установленного для ООО "Т"; о предоставлении счета-фактуры за период с 01.11.2010 по январь 2012 года;
- № <...> от 06.06.2012 - о противозаконности планируемых действий по отключению горячего водоснабжения в многоквартирных домах, расположенных по адресу: город Нижний Новгород, улица <...>, дома № 43, № 43а, № 49, - в связи с наличием добросовестных плательщиков за потребленную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение);
- № <...> от 25.06.2012 - о направлении списка квартир потребителей, добросовестно исполняющих обязательства по оплате за потребленную тепловую энергию (в том числе горячее водоснабжение).
ООО "Т", ссылаясь на задолженность у ООО "В" перед Обществом, 25 июня 2012 года прекратило подачу горячего водоснабжения в вышеназванные многоквартирные дома.
Указанные фактические обстоятельства Ответчиком не оспариваются.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

4. Правительством Российской Федерации в пределах предоставленной ему компетенции утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила № 307, Правила предоставления коммунальных услуг). Данные Правила действовали в рассматриваемый период.
Согласно пункту 85 Правил № 307 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Аналогичная норма закреплена и в части 4 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (ред. от 25.06.2012) (далее - Закон о теплоснабжении), согласно которой ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.
На основании имеющихся в материалах настоящего дела документов (бухгалтерская справка, платежные поручения, счета-фактуры) комиссией установлено, что в доме № 43а по улице <...> города Нижний Новгород 17 из 26 потребителей являлись добросовестными плательщиками, то есть в период с 01.01.2012 по 25.06.2012 выполнили обязательства по оплате тепловой энергии, в том числе для нужд горячего водоснабжения (владельцы квартир № 1, 2, 5, 6, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25); в доме № 49 по улице <...> города Нижнего Новгорода 9 из 12 потребителей (владельцы квартир № 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12) являлись добросовестными плательщиками и за период с 01.01.2012 по 25.06.2012 (на дату ограничения подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения) задолженности по оплате за отопление и горячее водоснабжение не имели.
Так, например, факт оплаты в течение рассматриваемого периода коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения собственниками жилого помещения (квартиры) № 1, расположенной в многоквартирном доме № 43а по улице <...> города Нижнего Новгорода, подтверждается следующими платежными поручениями: № 269 от 13.02.2012, № 386012 от 23.03.2012, № 386006 от 13.04.2012, № 386060 от 23.05.2012, № 386044 от 08.06.2012, № 386006 от 13.07.2012.
По аналогии платежными поручениями № 533 от 15.02.2012, № 880 от 15.03.2012, № 468 от 25.04.2012, № 405 от 17.05.2012, № 448 от 15.06.2012, № 366 от 10.07.2012 подтверждается, в частности, факт оплаты услуг теплоснабжения, а значит, добросовестного исполнения своих обязательств потребителем, проживающим по адресу: город Нижний Новгород, улица <...>, дом 49, квартира 1.
С учетом изложенного комиссия приходит к выводу, что прекращение ООО "Т" 25.06.2012 подачи тепловой энергии (для целей горячего водоснабжения) в указанные выше многоквартирные дома привело к нарушению режима поставки тепловой энергии добросовестным плательщикам, что противоречит части 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении, пункту 85 Правил № 307.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4).
При этом согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в статье 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (пункт 4).
Оценив в совокупности приведенные выше положения нормативных правовых актов, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что ООО "Т" нарушена часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем экономически или технологически не обоснованного прекращения подачи тепловой энергии (для целей горячего водоснабжения) потребителям, проживающим в многоквартирных домах по адресу: город Нижний Новгород, улица <...>, дом 43а и дом 49, - и добросовестно исполнявшим свои обязательства в части оплаты услуги теплоснабжения (в том числе горячего водоснабжения).
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Разрешая вопрос о выдаче предписания, комиссия принимает во внимание тот факт, что на момент принятия решения по настоящему делу горячее водоснабжение рассматриваемых многоквартирных домов восстановлено, в связи с чем предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдается.
Между тем комиссия полагает целесообразным выдать Ответчику предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
При этом комиссия принимает во внимание то, что пункт 85 Правил № 307 утратил силу 31.08.2012 в связи с принятием Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
Между тем Правила № 354 также содержат норму, аналогичную той, которая содержалась в пункте 85 Правил № 307. Так, в соответствии с пунктом 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
С учетом изложенного комиссия принимает решение о выдаче ООО "Т" предписания следующего содержания: при инициировании приостановления или ограничения режима потребления тепловой энергии (горячего водоснабжения) в случае неисполнения покупателем (исполнителем коммунальных услуг, собственниками помещений в многоквартирных домах) обязательств по оплате потребленной им тепловой энергии (горячего водоснабжения) руководствоваться положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, и не допускать изменения (ограничения) режима поставки тепловой энергии (в том числе горячего водоснабжения) иным потребителям, добросовестно исполняющим обязательства в части оплаты потребленной тепловой энергии (в том числе для нужд горячего водоснабжения).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона "О защите конкуренции", комиссия

решила:

1. Признать общество с ограниченной ответственностью "Т" (603028, город Нижний Новгород, <...>) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем необоснованного прекращения подачи тепловой энергии (для целей горячего водоснабжения) добросовестным потребителям в многоквартирных домах по адресу: город Нижний Новгород, улица <...>, дома № 43а и № 49.
2. Выдать ООО "Т" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ

Члены комиссии
Н.В.ЛИТВИНЕНКО
И.В.ИЛЬИН
Е.В.ПИКА





Связаться с автором сайта: info@regionz.ru