Региональное
законодательство


Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления


www.regionz.ru / Калининградскя область

Постановление Уставного Суда Калининградской области от 22.11.2013 № 11-П "По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 29 марта 2013 года № 388 "О размере родительской платы за содержание детей в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования"


Постановление Уставного Суда Калининградской области от 22.11.2013 № 11-П
"По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 29 марта 2013 года № 388 "О размере родительской платы за содержание детей в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования"
Официальная публикация в СМИ:
"Калининградская правда", № 213, 26.11.2013


УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Калининградской области Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2013 г. № 11-П

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области пункта 1 Постановления администрации
городского округа "Город Калининград" от 29 марта 2013 года
№ 388 "О размере родительской платы за содержание детей
в муниципальных образовательных организациях, реализующих
основную общеобразовательную программу
дошкольного образования"

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова,
с участием сторон: заявителя - депутата Калининградской областной Думы пятого созыва В.Т. Султанова, представителя администрации городского округа "Город Калининград" - С.В. Лебедева,
руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 29 марта 2013 года № 388 "О размере родительской платы за содержание детей в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" (далее - Постановление № 388).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва В.Т. Султанова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем нормы.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Т.А. Карпенко, объяснения заявителя В.Т. Султанова, представителя администрации городского округа "Город Калининград" и комитета по образованию администрации городского округа "Город Калининград" С.В. Лебедева, мнение приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры Калининградской области И.М. Моора, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд 26 апреля 2013 года поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы пятого созыва В.Т. Султанова (далее - заявитель). Заявитель просит признать не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 1 Постановления № 388. Пункт 1 Постановления № 388 устанавливает с 1 апреля 2013 года родительскую плату за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования:
- в группах общеразвивающей и комбинированной направленности - 1600 рублей;
- в группах компенсирующей и оздоровительной направленности и группах с круглосуточным пребыванием - 1800 рублей;
- в группах по присмотру и уходу за детьми (кратковременного пребывания) - 550 рублей.
По мнению заявителя, пунктом 1 Постановления № 388 противоправно установлена вышеуказанная родительская плата в одном размере для всех категорий детей. Отсутствуют положения по размеру родительской платы за содержание ребенка многодетной семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей, отсутствуют положения о невзимании родительской платы за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с туберкулезной интоксикацией, что вступает в противоречие с федеральным законодательством, нарушает интересы населения муниципального образования городской округ "Город Калининград" и не соответствует требованиям пункта 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В обоснование своей правовой позиции заявитель указывает на противоречие оспариваемых норм положениям статей 2, 15, 17, 18, 19, 43 Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 4 статьи 7, часть 9.1 статьи 37, часть 2 статьи 47), Закона Российской Федерации "Об образовании" (пункт 2 статьи 4, пункт 2 статьи 37, пункт 2 статьи 52.1), Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (пункты 1, 2 статьи 4, пункт 1 статьи 9), Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (статья 3, пункт 1 статьи 5, пункт 5 статьи 14), Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (пункт 1 части 1 статьи 12).
Кроме того, заявитель усматривает противоречие оспариваемых им норм пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления, пункту 1 статьи 3, статье 4 Конвенции о правах ребенка.
Руководствуясь своей позицией, заявитель просит Уставный Суд признать пункт 1 Постановления № 388 не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
В ходе судебного заседания заявитель подтвердил правовую позицию и требования, изложенные в обращении.
Представитель администрации городского округа "Город Калининград" и комитета по образованию администрации городского округа "Город Калининград" С.В. Лебедев в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве администрации, заключающуюся в том, что администрация городского округа как учредитель муниципальных дошкольных учреждений города Калининграда вправе устанавливать плату, взимаемую за содержание ребенка в указанных учреждениях, и Постановление № 388 издано в рамках полномочий администрации, исходя из принципов и с соблюдением норм действующего законодательства. Отметил, что на момент принятия Постановления № 388 действовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании". Статьей 52.1 данного Закона были установлены льготы по взиманию родительской платы, которые являлись нормами прямого действия. Данный Закон Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не устанавливают обязанности органов местного самоуправления дублировать указанные нормы в своих правовых актах. Расширение перечня льготных категорий детей является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Пояснил, что Постановлением главы города Калининграда - мэра города от 9 марта 2007 года № 454 освобождены от родительской платы родители детей с ограниченными возможностями здоровья, а также с туберкулезной интоксикацией, установлена льгота в размере 50 процентов от платы родителям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, и другим категориям граждан. В отношении позиции заявителя о невозможности применения указанного Постановления № 454 в связи с отсутствием его публикации пояснил, что данный документ был своевременно опубликован на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград", и считает, что такая форма его обнародования обеспечивает информирование населения в соответствии с требованиями действующего законодательства. Пояснил, что с 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон "Об образовании". Предоставление льгот по взиманию родительской платы осуществляется в настоящее время на основании положений части 3 статьи 65 данного закона, которые являются нормами прямого действия, и Постановления № 454. Кроме того, выразил мнение о том, что обращение Уставному Суду не подведомственно, поскольку правовым основанием обращения заявителя являлась статья 52.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании".
Представитель прокуратуры Калининградской области И.М. Моор отметил, что в Уставный Суд было направлено письменное мнение прокуратуры на обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва В.Т. Султанова с указанием того, что Постановление № 388 издано в рамках полномочий администрации городского округа.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, и только в той части, которая оспаривается заявителем.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является пункт 1 Постановления № 388 в той мере, в какой им не урегулирован вопрос установления размера родительской платы за содержание ребенка многодетной семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей, за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с туберкулезной интоксикацией.
2. В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области.
В силу положений статьи 56 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом.
Пунктом 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
3. Оспариваемым заявителем пунктом 1 Постановления № 388 устанавливается размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в зависимости от направленности групп.
Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно части 1.1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 данного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
До 1 сентября 2013 года (на момент принятия оспариваемого Постановления № 388) действовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ № 3266-1).
Полномочия органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования были конкретизированы в статье 31 Закона РФ № 3266-1. К числу указанных полномочий относилось создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
Данное полномочие представляет собой организационно-правовые средства, через которые органами местного самоуправления городского округа реализуется функция по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52.1 Закона РФ № 3266-1 учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наделялись правом устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в указанных организациях, если иное не устанавливалось данным Законом и иными федеральными законами.
В настоящее время основополагающим правовым актом, непосредственно регулирующим сферу образования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), вступивший в силу с 1 сентября 2013 года. Данный Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, устанавливает полномочия в сфере образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
При этом в Федеральном законе № 273-ФЗ содержатся нормы, устанавливающие полномочия органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, аналогичные приведенным нормам Закона РФ № 3266-1.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов по созданию, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций и осуществлению функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций установлены пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер, если иное не установлено данным Федеральным законом (часть 2 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Как следует из положений части 3 статьи 34, части 1 статьи 37, пункта 3 части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, издание ими муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. Правовые акты местной администрации входят в систему муниципальных правовых актов.
Согласно подпункту 1.4 пункта 9 статьи 47 Устава городского округа "Город Калининград" к компетенции администрации городского округа в области образования относится полномочие создавать, реорганизовывать и ликвидировать муниципальные образовательные учреждения.
Таким образом, Постановление № 388 принято в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления городского округа действующим законодательством.
4. В соответствии с положениями статьи 74 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области признается право каждого на образование, выбор форм его получения и вида образовательного учреждения, обеспечиваются государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях, а также, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Статьей 65 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (часть 2).
За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (часть 3 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ). В силу положений частей 4 и 5 статьи 4 Федерального закона № 273-ФЗ данные нормативные предписания имеют прямое действие и не являются предметом правового регулирования, осуществляемого органами местного самоуправления. Федеральным законом не предусмотрено дублирование указанных норм в муниципальных правовых актах по вопросу установления родительской платы.
Заявитель, оспаривая пункт 1 Постановления № 388, не ставит вопрос о проверке соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области дифференцирования родительской платы по группам направленности и не подвергает сомнению сам размер родительской платы. Несоответствие оспариваемых норм Уставу (Основному Закону) Калининградской области заявитель фактически усматривает в том, что в данном пункте отсутствуют положения, определяющие льготы по взиманию родительской платы, предусмотренные пунктом 2 статьи 52.1 Закона РФ № 3266-1, действовавшем на момент принятия Постановления № 388.
Федеральный закон № 273-ФЗ внес изменения в установленный ранее перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми осуществляется без взимания родительской платы на основании положений данного Федерального закона. Кроме того, также установил право учредителя снижать размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (части 2 и 3 статьи 65).
Расширение перечня лиц, которым в качестве меры социальной поддержки, осуществляемой за счет местного бюджета, предоставляется частичное или полное освобождение от родительской платы, в силу положений статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.
При этом действующее законодательство не устанавливает обязанность включения органами местного самоуправления городского округа, осуществляющими функции и полномочия учредителей муниципальных образовательных организаций, в один правовой акт нормативных предписаний по установлению размера родительской платы и предоставлению льгот по родительской плате, которые по своему содержанию являются мерами социальной поддержки граждан, имеющих детей.
Таким образом, учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что в системе действующего правового регулирования отсутствие непосредственно в пункте 1 Постановления № 388 положений, определяющих категории детей, присмотр и уход за которыми в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, осуществляется без взимания родительской платы либо с понижением ее размера, не является нарушением требований федерального законодательства, не препятствует реализации права указанных детей на бесплатное дошкольное образование, не снижает уровень установленных федеральным законодательством государственных гарантий лицам, имеющих детей и нуждающимся в социальной поддержке, и, следовательно, не порождает оснований для признания оспариваемого пункта Постановления № 388 не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 5, 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Признать пункт 1 Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 29 марта 2013 года № 388 "О размере родительской платы за содержание детей в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" в той мере, в какой данным пунктом не урегулирован вопрос установления льгот для отдельных категорий граждан по взиманию родительской платы, соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.


------------------------------------------------------------------


Связаться с автором сайта: info@regionz.ru