Региональное
законодательство


Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления


www.regionz.ru / Калининградскя область

Постановление Уставного Суда Калининградской области от 08.11.2013 № 10-П "По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 4 Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 11 июня 2013 года № 814 "О выплате денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях работникам муниципальных казенных учреждений городского округа "Город Калининград"


Постановление Уставного Суда Калининградской области от 08.11.2013 № 10-П
"По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 4 Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 11 июня 2013 года № 814 "О выплате денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях работникам муниципальных казенных учреждений городского округа "Город Калининград"
Официальная публикация в СМИ:
"Калининградская правда", № 203, 12.11.2013


УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Калининградской области Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2013 г. № 10-П

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области пункта 4 Постановления администрации
городского округа "Город Калининград" от 11 июня 2013 года
№ 814 "О выплате денежной компенсации за использование
личного транспорта в служебных целях работникам
муниципальных казенных учреждений городского
округа "Город Калининград"

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 4 Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 11 июня 2013 года № 814 "О выплате денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях работникам муниципальных казенных учреждений городского округа "Город Калининград".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва В.Т. Султанова и Ю.П. Галанина. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемое заявителями положение.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Г.В. Корнюшенкова, исследовав представленные документы и иные материалы, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд 10 июля 2013 года поступило обращение в форме запроса от депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва Султанова Владимира Тофиковича и Галанина Юрия Петровича (далее - заявители).
Заявители просят признать не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области Постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 11 июня 2013 года № 814 "О выплате денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях работникам муниципальных казенных учреждений городского округа "Город Калининград" (далее - Постановление № 814) в части пункта 4.
Пункт 4 Постановления № 814 предусматривает, что данное Постановление вступает в силу с 1 мая 2013 года.
По мнению заявителей, указанное положение пункта 4 Постановления № 814 противоречит пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которому органы местного самоуправления обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
В обоснование своей правовой позиции заявители указывают на противоречие оспариваемой нормы положениям Конституции Российской Федерации (статьям 1 (часть 1), 12, 15, 72 (пункт "н" части 1), 76 (часть 5), Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 4 статьи 7, пункты 1, 7, 9.1 статьи 37, пункт 2 статьи 47), Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 12), ратифицированной Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4).
По мнению главы городского округа "Город Калининград", изложенному в письменном отзыве в Уставный Суд, рассмотрение обращения заявителей Уставному Суду неподведомственно, поскольку пункт 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области содержит общее требование о необходимости соответствия муниципальных правовых актов действующему законодательству Российской Федерации и Калининградской области, а заявителями в обращении не приведены конкретные (специальные) статьи Устава (Основного Закона) Калининградской области, положения которых нарушены администрацией городского округа при издании оспариваемого пункта Постановления № 814. Заявители вправе были обратиться об оспаривании пункта 4 Постановления № 814 в суд общей юрисдикции.
Глава городского округа "Город Калининград" также полагает, что пункт 4 Постановления № 814 соответствует Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и Уставу (Основному Закону) Калининградской области. Указанным пунктом Постановления № 814 его действие распространено на правоотношения, возникшие ранее (с 1 мая 2013 года), то есть Постановлением № 814 введены нормы имеющие обратную силу, что не противоречит действующему законодательству. Установление вышеуказанного срока действия Постановления № 814 связано с необходимостью защиты прав работников муниципальных учреждений, использующих личное имущество с согласия или ведома работодателя (муниципальных учреждений города Калининграда) и в его интересах. Положения федерального законодательства и Устава городского округа "Город Калининград" не исключают указания в муниципальном правовом акте, затрагивающем права, свободы и обязанности человека и гражданина, срока его вступления в силу.
По мнению прокуратуры Калининградской области по существу Постановление № 814 соответствует требованиям действующего законодательства, издано в пределах предоставленных полномочий и с целью выполнения функций казенных учреждений (статья 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункт 6 пункта 2 статьи 47 Устава городского округа "Город Калининград"). Вместе с тем пункт 4 Постановления № 814 сформулирован некорректно, поскольку данный нормативный правовой акт в соответствии с требованиями федерального законодательства вступает в силу после официального опубликования. При этом утвержденные Постановлением № 814 Правила выплаты денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях работникам муниципальных казенных учреждений городского округа "Город Калининград" могут распространяться на ранее возникшие правоотношения.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.
Предусмотренная действующим законодательством возможность оспаривания нормативных правовых актов органов местного самоуправления в суде общей юрисдикции не исключает проверки указанных нормативных правовых актов конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации в соответствии с его полномочиями.
Пунктом 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
На основании изложенного, Уставный Суд вправе осуществлять проверку нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области на их соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области, исходя из соответствия или противоречия их положений Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, непосредственно Уставу (Основному Закону) Калининградской области, а также уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
3. В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области.
В силу положений статьи 56 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом.
Согласно частям 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Положение о том, что именно уставом муниципального образования должен определяться порядок вступления в силу муниципальных правовых актов, также закреплено в пункте 6 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ.
Таким образом, определение порядка вступления в силу муниципальных правовых актов (за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах) осуществляется муниципальным образованием самостоятельно - в уставе муниципального образования. При этом в силу положений Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 15) и Федерального закона № 131-ФЗ (часть 2 статьи 47) муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
4. Согласно пункту 1 статьи 28 Устава городского округа "Город Калининград", принятого решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года № 257, в систему муниципальных правовых актов города Калининграда входят в том числе правовые акты (постановления и распоряжения) главы городского округа (подпункт 3) и правовые акты (постановления и распоряжения) администрации городского округа "Город Калининград" (подпункт 4). В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 28 Устава городского округа "Город Калининград" глава городского округа в пределах своих полномочий издает постановления администрации городского округа "Город Калининград"; муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Таким образом, Устав городского округа "Город Калининград", применительно к постановлениям администрации городского округа, определяет порядок вступления в силу лишь тех из них, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, и предусматривает вступление их в силу после официального опубликования (обнародования).
Уставный Суд отмечает, что предусмотренное частью 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ и пунктом 5 статьи 28 Устава городского округа "Город Калининград" указанное общее правило вступления в силу муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не исключает определения в муниципальном акте конкретной даты его вступления в силу, в том числе и придания муниципальному правовому акту обратной силы, если иное не установлено действующим законодательством и специально оговорено в самом муниципальном правовом акте либо в акте о введении его в действие.
Пункт 5 Постановления № 814 предусматривает его опубликование в газете "Гражданин" и на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград" в сети "Интернет".
Постановление № 814 опубликовано 20 июня 2013 года в газете "Гражданин" № 26 (323) и исходя из содержания и в силу вышеприведенных положений Федерального закона № 131-ФЗ и Устава городского округа "Город Калининград" на него распространяется правило вступления в силу после официального опубликования.
Вместе с тем пункт 4 Постановления № 814 предусматривает, что данное Постановление вступает в силу с 1 мая 2013 года.
Оценивая указанное положение, Уставный Суд исходит из того, что фактически указанной нормой действие Постановления распространено на отношения, возникшие до его издания, и таким образом ему придана обратная сила.
В свою очередь, вопрос о правомерности придания нормам Постановления № 814 обратной силы следует рассматривать исходя из содержания данного муниципального правового акта.
Постановлением № 814, которое в целом заявителями не оспаривается, утверждены Правила выплаты денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях работникам муниципальных казенных учреждений городского округа "Город Калининград" (пункт 1). Денежная компенсация согласно пунктам 2, 3 указанных Правил выплачивается работникам, служебная деятельность которых связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями; в размерах компенсации учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного автомобиля.
Постановление № 814 по его содержанию не может рассматриваться как препятствующее осуществлению индивидом своих прав и свобод, возлагающее на гражданина дополнительные обязанности или устанавливающее ответственность за деяния, считавшиеся до этого правомерными, ухудшающее положение налогоплательщиков или иным образом нарушающее права и свободы человека и гражданина, что могло бы препятствовать приданию данному Постановлению обратной силы.
С учетом указанного Уставный Суд не находит оснований для признания пункта 4 Постановления № 814 несоответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 68, 69, 70, 71, 75, 76 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Признать пункт 4 Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 11 июня 2013 года № 814 "О выплате денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях работникам муниципальных казенных учреждений городского округа "Город Калининград" соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно с момента его провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.


------------------------------------------------------------------


Связаться с автором сайта: info@regionz.ru