Региональное
законодательство


Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления


www.regionz.ru / Калининградскя область

Постановление Уставного Суда Калининградской области от 18.10.2013 № 9-П "По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений пункта 2.17.3 Приложения к Постановлению администрации городского округа "Город Калининград" от 29 июня 2012 года № 1185 "Об утверждении Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" по оказанию муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)"


Постановление Уставного Суда Калининградской области от 18.10.2013 № 9-П
"По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений пункта 2.17.3 Приложения к Постановлению администрации городского округа "Город Калининград" от 29 июня 2012 года № 1185 "Об утверждении Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" по оказанию муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)"
Официальная публикация в СМИ:
"Калининградская правда", № 190, 22.10.2013


УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Калининградской области Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2013 г. № 9-П

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области отдельных положений пункта 2.17.3
Приложения к Постановлению администрации городского округа
"Город Калининград" от 29 июня 2012 года № 1185
"Об утверждении Административного регламента администрации
городского округа "Город Калининград" по оказанию
муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет
и зачисление детей в образовательные учреждения,
реализующие основную образовательную программу
дошкольного образования (детские сады)"

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
с участием представителей администрации городского округа "Город Калининград" как органа, принявшего правовой акт, подлежащий проверке, С.В. Лебедева, В.А. Шевченко,
руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений пункта 2.17.3 Приложения к Постановлению администрации городского округа "Город Калининград" от 29 июня 2012 года № 1185 "Об утверждении Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" по оказанию муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" (далее - Постановление № 1185).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва В.Т. Султанова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем нормы.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Т.А. Карпенко, объяснения представителей администрации городского округа "Город Калининград" С.В. Лебедева, В.А. Шевченко, мнение приглашенных в судебное заседание представителей комитета по образованию администрации городского округа "Город Калининград" С.В. Лебедева, В.А. Шевченко, представителя Службы по контролю и надзору в сфере образования Калининградской области Н.А. Коневой, представителя прокуратуры Калининградской области И.М. Моора, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд 16 апреля 2013 года поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Султанова Владимира Тофиковича (далее - заявитель). Заявитель просит признать не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области следующие положения пункта 2.17.3 Приложения к Постановлению № 1185:
"Вне очереди предоставляются места в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования:
- детям, родители (законные представители) которых являются работниками муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Калининграда (по основному месту работы), на основании ходатайства руководителя муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Калининграда;
- детям, родители (законные представители) которых являются педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений города Калининграда (по основному месту работы), на основании ходатайства руководителя муниципального общеобразовательного учреждения г. Калининграда;".
В приложении к Постановлению № 1185, отдельные положения которого оспаривает заявитель, изложен текст Административного регламента комитета по образованию администрации городского округа "Город Калининград" по оказанию муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования "детские сады".
Исходя из положений пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), заявитель считает Постановление № 1185 нормативным правовым актом, который должен соответствовать требованиям пункта 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Заявитель указывает на противоречие оспариваемых норм положениям статей 2, 17, 18, 19 Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании" (пункт 2 статьи 4), Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (пункты 1, 2 статьи 4).
Кроме того, заявитель усматривает противоречие оспариваемых им положений пункту 1 статьи 5, пунктам 5, 6 статьи 14 Федерального закона № 210-ФЗ, которыми установлены правовые основания и перечень документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Ссылаясь на часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), заявитель считает, что оспариваемыми положениями нарушены требования пункта 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Руководствуясь своей позицией и требованиями Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", заявитель просит Уставный Суд признать не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области вышеуказанные оспариваемые им положения пункта 2.17.3 Приложения к Постановлению № 1185.
В ходе судебного заседания представители администрации городского округа "Город Калининград" С.В. Лебедев, В.А. Шевченко поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве администрации, заключающуюся в том, что обеспечение дошкольным образованием и воспитанием - одна из основных функций муниципалитета, изначально отнесенная исключительно к его ведению и реализуемая за счет муниципального бюджета. Льготы, установленные положениями пункта 2.17.3 Приложения к Постановлению № 1185, направлены на исполнение полномочия органа местного самоуправления - организации предоставления городским округом общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определенного в пункте 13 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ. Ссылаясь на статью 1 Федерального закона № 131-ФЗ, пояснили, что льготы для детей, чьи родители являются работниками муниципальных дошкольных учреждений, и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений существовали ранее до принятия указанного Административного регламента и сохранены в качестве меры социальной поддержки для данной категории граждан в целях недопущения снижения достигнутого уровня социальных гарантий. Указали, что в соответствии с пунктом 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года № 2562, порядок комплектования учреждений определяется учредителем. Согласно данной норме администрация города в рамках полномочий утвердила Административный регламент, закрепляющий в том числе льготные категории лиц федерального и местного уровня.
Представители комитета по образованию администрации городского округа "Город Калининград" С.В. Лебедев, В.А. Шевченко поддержали правовую позицию администрации городского округа "Город Калининград" и ранее письменно изложенное мнение комитета по образованию на обращение заявителя, представленное в Уставный Суд.
Представитель Службы по контролю и надзору в сфере образования Калининградской области Н.А. Конева в судебном заседании изложила позицию, содержащуюся в представленном письменном мнении указанного органа. Пояснила, что федеральным законодательством не урегулирован порядок приема в дошкольные образовательные учреждения. Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении порядок комплектования определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указала, что льготы по внеочередному предоставлению мест в дошкольных образовательных учреждениях отдельным категориям граждан четко определены федеральным законодательством.
Представитель прокуратуры Калининградской области И.М. Моор отметил, что в Уставный Суд было направлено письменное мнение прокуратуры на рассматриваемое обращение с указанием того, что федеральным законодательством установлен исчерпывающий перечень категорий граждан, дети которых имеют право на получение мест в детских дошкольных учреждениях в первоочередном и внеочередном порядке. Льготы для детей работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений и детям, родители которых являются педагогическими работниками муниципальных образовательных учреждений, федеральным законодательством не предусмотрены.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает решение по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. Как следует из положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальная услуга - это деятельность по реализации функций органов местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.
Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона 131-ФЗ относится к вопросам местного значения городского округа.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Полномочия органов местного самоуправления, издание ими муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования. Правовые акты местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) входят в систему муниципальных правовых актов (часть 1 статьи 7, часть 3 статьи 34, пункт 3 части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ).
Статьей 28 Устава городского округа "Город Калининград" установлено, что в систему муниципальных правовых актов города Калининграда входят правовые акты (постановления и распоряжения) администрации городского округа "Город Калининград" (подпункт 4 пункта 1).
Согласно положениям Федерального закона № 210-ФЗ порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги устанавливается нормативным правовым актом - административным регламентом (пункт 4 статьи 2). Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (пункт 1 части 1 статьи 6). Порядок разработки и утверждения регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией (часть 15 статьи 13).
В соответствии с пунктом 5.3 Методических рекомендаций по порядку разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов, утвержденных Распоряжением администрации городского округа "Город Калининград" от 11 июля 2011 года № 343-р, административные регламенты утверждаются в установленном порядке постановлениями администрации городского округа.
Таким образом, Постановление № 1185, утвердившее Административный регламент администрации городского округа "Город Калининград" по оказанию муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), принято в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления городского округа действующим законодательством.
3. В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области.
Пунктом 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Гарантируются общедоступность и бесплатность образования, в том числе дошкольного, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 74 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области признается право каждого на образование, обеспечиваются государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (часть 1 статья 55 Федерального закона № 273-ФЗ).
При этом в Федеральном законе № 273-ФЗ не содержатся нормы, устанавливающие льготы на представление мест во внеочередном порядке в дошкольных образовательных учреждениях. Закон также не наделяет органы местного самоуправления полномочиями в части установления отдельным категориям граждан таких льгот.
Как следует из содержания взаимосвязанных положений пунктов 2.6.1, 2.6.2, 2.17.3 приложения к Постановлению № 1185, льготы по внеочередному и первоочередному предоставлению мест в дошкольных учреждениях являются мерой социальной поддержки граждан отдельных категорий в соответствии с действующим законодательством.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76).
Федеральный законодатель предусматривает право на внеочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях детям отдельных категорий лиц в качестве мер социального обеспечения и поддержки. Такие нормы установлены Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статья 14), Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (статья 19), Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (статья 12), Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (статья 23), Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 44), Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации" (статья 35), а также Указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации в отношении военнослужащих, сотрудников отдельных федеральных органов исполнительной власти в связи с выполнением определенных служебных обязанностей.
Федеральное законодательство не предусматривает в качестве меры социальной поддержки внеочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях детям, родители которых являются работниками муниципальных дошкольных образовательных учреждений или педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений.
Не предусмотрены такие меры социальной поддержки для вышеуказанных лиц, а также полномочия органов местного самоуправления по их установлению и Законом Калининградской области от 1 июля 2013 года № 241 "Об образовании в Калининградской области".
Таким образом, оспариваемыми положениями пункта 2.17.3 Приложения к Постановлению № 1185 для работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений и педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений установлены дополнительные, не предусмотренные действующим федеральным и региональным законодательством, меры социальной поддержки, что является нарушением принципа законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими актах.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Постановления № 1185 приняты вне пределов полномочий органа местного самоуправления, установленных действующим законодательством в сфере правового регулирования предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, препятствуют реализации принципа равных условий приема для всех поступающих в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, снижают уровень государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования и не соответствуют пунктам 3 и 4 статьи 15, пункту 3 статьи 59, пунктам 1, 2 статьи 74 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 68, 69, 70, 71, 75, 76 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Признать положения пункта 2.17.3 Приложения к Постановлению администрации городского округа "Город Калининград" от 29 июня 2012 года № 1185 "Об утверждении Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" по оказанию муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", предусматривающие внеочередное предоставление мест в указанных образовательных учреждениях детям, родители (законные представители) которых являются работниками муниципальных дошкольных образовательных учреждений и родители (законные представители) которых являются педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений, не соответствующими пунктам 3 и 4 статьи 15, пункту 3 статьи 59, пунктам 1, 2 статьи 74 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.


------------------------------------------------------------------


Связаться с автором сайта: info@regionz.ru