Региональное
законодательство


Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления


www.regionz.ru / Калининградскя область

Постановление Уставного Суда Калининградской области от 27.08.2013 № 6-П "По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения Совета депутатов муниципального образования "Озерское городское поселение" от 14 марта 2013 года № 11 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Озерское городское поселение"


Постановление Уставного Суда Калининградской области от 27.08.2013 № 6-П
"По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения Совета депутатов муниципального образования "Озерское городское поселение" от 14 марта 2013 года № 11 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Озерское городское поселение"
Официальная публикация в СМИ:
"Калининградская правда", № 153, 29.08.2013


УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Калининградской области Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2013 г. № 6-П

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области Решения Совета депутатов
муниципального образования "Озерское городское поселение"
от 14 марта 2013 года № 11 "О внесении изменений
и дополнений в Устав муниципального образования
"Озерское городское поселение"

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения Совета депутатов муниципального образования "Озерское городское поселение" от 14 марта 2013 года № 11 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Озерское городское поселение".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса гражданина В.Е. Тимошкова.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решение Совета депутатов муниципального образования "Озерское городское поселение" от 14 марта 2013 года № 11 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Озерское городское поселение".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.В. Корнюшенкова, выступление приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры Калининградской области А.А. Стариковой, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд 26 июля 2013 года поступило обращение в форме запроса от гражданина Тимошкова Владимира Ефимовича (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения Совета депутатов муниципального образования "Озерское городское поселение" от 14 марта 2013 года № 11 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Озерское городское поселение" (далее - Решение № 11).
В обращении заявитель указывает, что согласно статьям 56, 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом. Органы местного самоуправления обеспечивают соответствие уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
Таким образом, принятые органами местного самоуправления нормативные правовые акты должны соответствовать федеральному законодательству, как по своему содержанию, так и по порядку принятия, что обеспечивает соблюдение прав граждан.
Частью 4 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) установлен особый порядок как принятия устава муниципального образования, являющегося нормативным правовым актом, так и внесения в него изменений. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
При принятии Решения № 11 данное положение Федерального закона № 131-ФЗ было нарушено. Порядок учета предложений граждан и порядок участия граждан в обсуждении проекта решения Совета депутатов муниципального образования "Озерское городское поселение" о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Советом депутатов определены не были и, соответственно, не были опубликованы одновременно с официальным опубликованием проекта оспариваемого им Решения № 11.
Заявитель считает, что таким образом были нарушены его права на участие в обсуждении принимаемого решения и на учет его мнения при его рассмотрении.
Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, и требованиями Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" заявитель просит признать Решение № 11 не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области. Заявитель также просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Глава муниципального образования "Озерское городское поселение", председатель Совета депутатов муниципального образования "Озерское городское поселение" просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителей главы и Совета депутатов. Позиция главы муниципального образования "Озерское городское поселение", председателя Совета депутатов муниципального образования "Озерское городское поселение", изложенная в письменном отзыве в Уставный Суд, состоит в том, что Решение № 11 не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Калининградской области. Федеральный закон № 131-ФЗ не устанавливает форму и содержание порядка участия граждан в обсуждении проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования. Решением Совета депутатов муниципального образования "Озерское городское поселение" от 19 декабря 2012 года № 66 был определен порядок учета предложений и участия граждан в обсуждении проекта решения Совета депутатов "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Озерское городское поселение", и данный порядок был опубликован вместе с проектом указанного решения. Таким образом, необходимые условия по порядку учета предложений и участия граждан в обсуждении проекта решения "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Озерское городское поселение" для принятия его Советом депутатов соблюдены, обсуждение проекта носило общедоступный характер.
Представитель прокуратуры Калининградской области А.А. Старикова в ходе судебного заседания изложила позицию прокуратуры области, состоящую в том, что Решение № 11 принято в соответствии с требованиями федерального законодательства и в рамках компетенции представительного органа муниципального образования, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Уставный Суд исходит из того, что заявитель в настоящем деле оспаривает Решение № 11 только по порядку его принятия, не ставя под сомнение соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области данного Решения по содержанию норм, по форме нормативного правового акта, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления в Калининградской области.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения № 11 по порядку его принятия.
2. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ и пунктом 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области органы местного самоуправления обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области. Указанная обязанность органов местного самоуправления предполагает обеспечение ими соответствия принимаемых муниципальных правовых актов законам и иным нормативным правовым актам федерального уровня и субъекта Российской Федерации не только по содержанию норм, но и по форме правового акта, по порядку их принятия, подписания, опубликования или введения в действие, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления в Калининградской области.
Исполнение органами местного самоуправления обязанности по обеспечению соответствия принимаемых муниципальных правовых актов законам и иным нормативным правовым актам федерального уровня и субъекта Российской Федерации следует рассматривать в системной взаимосвязи с реализацией, обеспечением и защитой на территории соответствующего муниципального образования прав и свобод человека и гражданина, в том числе и прав граждан на решение вопросов местного значения.
3. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 56 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом. Федеральным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления, является Федеральный закон № 131-ФЗ.
В силу положений статей 34, 44 Федерального закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации местного самоуправления регулируются уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликования (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
По смыслу Федерального закона № 131-ФЗ указанные порядок учета предложений и порядок участия граждан в обсуждении проекта устава муниципального образования, проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования устанавливаются представительным органом муниципального образования соответствующим муниципальным правовым актом (правовыми актами).
Таким образом, Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрено одновременное официальное опубликование (обнародование) не только проекта правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, но и установленного правовым актом, принятым представительным органом муниципального образования, порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении только в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Решением № 11 внесены изменения в Устав муниципального образования "Озерское городское поселение" (пункт 1 статьи 9, пункты 1, 2 статьи 19, пункты 3, 4 статьи 21) в отношении порядка наделения полномочиями главы городского поселения и иных вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления, в силу чего данное Решение подлежало принятию в соответствии с процедурой, предусмотренной частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, при опубликовании в газете "Знамя труда" от 15 января 2013 года № 2 проекта решения Совета депутатов муниципального образования "Озерское городское поселение" "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Озерское городское поселение" не был одновременно опубликован правовой акт, регулирующий порядок учета предложений по проекту указанного решения Совета депутатов, а также порядок участия граждан в его обсуждении.
Вместе с проектом указанного решения в газете опубликована информация Совета депутатов о принятии в течение 30 дней со дня его опубликования в письменном виде предложений и замечаний по предлагаемому проекту решения.
Однако данная публикация ни по форме, ни по содержанию не может рассматриваться как официальное опубликование (обнародование) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении, и выполнение требований, предусмотренных частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ.
В частности, представительным органом муниципального образования не установлены и одновременно с проектом решения Совета депутатов официально не опубликованы (обнародованы) положения о том, каким образом осуществляется учет поступивших предложений и замечаний по проекту решения; кем и каким образом осуществляется предварительное рассмотрение поступивших предложений и замечаний; каким образом граждане уведомляются о результатах рассмотрения их предложений и замечаний; в каком случае поступившие предложения и замечания выносятся на публичные слушания; каким образом граждане, направившие предложения и замечания, могут участвовать в дальнейшем обсуждении проекта решения и т.д.
С учетом изложенного, Уставный Суд приходит к выводу о том, что при принятии Решения № 11 не были исполнены требования Федерального закона № 131-ФЗ к порядку его принятия, не обеспечены гарантированные указанным Федеральным законом права граждан на участие в обсуждении принимаемого правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, на учет их мнения при рассмотрении проекта указанного акта представительным органом местного самоуправления муниципального образования, и тем самым не обеспечена реализация прав граждан на решение вопросов местного значения.
Таким образом, Решение № 11 по порядку его принятия не соответствует пунктам 3 и 4 статьи 15, пунктам 1 и 2 статьи 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
На основании изложенного и, руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьей 36, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 76, 83, 84, 85 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Признать Решение Совета депутатов муниципального образования "Озерское городское поселение" от 14 марта 2013 года № 11 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Озерское городское поселение" по порядку его принятия не соответствующим пунктам 3 и 4 статьи 15, пунктам 1 и 2 статьи 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно с момента провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.


------------------------------------------------------------------


Связаться с автором сайта: info@regionz.ru