Региональное
законодательство


Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления


www.regionz.ru / Кабардино-Балкарская республика

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18.12.2009 г. N 309-ПП О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" НА 2010 - 2012 ГОДЫ



Этот документ в других редакциях и связанные документы:

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18.12.2009 г. N 309-ПП О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" НА 2010 - 2012 ГОДЫ (в ред. Постановления Правительства КБР от 10.11.20...




ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2009 г. № 309-ПП

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"
НА 2010 - 2012 ГОДЫ

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р и в целях повышения эффективности и конкурентоспособности региональной экономики Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010 - 2012 годы (далее - Программа).
2. Исполнительным органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики обеспечить в пределах своей компетенции реализацию мероприятий Программы.
3. Министерству экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики (А.Т. Мусуков) осуществлять анализ социально-экономических последствий реализации Программы на основании целевых индикаторов развития конкуренции, предусмотренных Программой, и ежегодно до 1 апреля представлять в Правительство Кабардино-Балкарской Республики соответствующий доклад.

Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МЕРКУЛОВ





Утверждена
Постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 18 декабря 2009 г. № 309-ПП

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"
НА 2010 - 2012 ГОДЫ

ПАСПОРТ
Республиканской целевой программы "Развитие конкуренции
в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010 - 2012 годы

Наименование Программы   Республиканская целевая программа
                         "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской
                         Республике" на 2010 - 2012 годы

Основание для разработки Распоряжение Правительства Российской Федерации
                         от 19 мая 2009 года № 691-р

Государственный заказчик Правительство Кабардино-Балкарской Республики

Координатор Программы    Министерство экономического развития и торговли
                         Кабардино-Балкарской Республики

Основные исполнители     Администрация Президента Кабардино-Балкарской
                         Республики, исполнительные органы
                         государственной власти Кабардино-Балкарской
                         Республики, местные администрации муниципальных
                         районов и городских округов

Цель Программы           целью Программы является повышение эффективности
                         и конкурентоспособности республиканской
                         экономики на основе модернизации предприятий,
                         снижения инфраструктурных и административных
                         барьеров, совершенствования ценовой и налоговой
                         политики, развития малого и среднего
                         предпринимательства и тем самым создание условий
                         для удовлетворения потребностей граждан в
                         Кабардино-Балкарской Республике в товарах и
                         услугах экономически эффективным образом

Задачи Программы         сокращение административных барьеров,
                         препятствующих и усложняющих начало и ведение
                         предпринимательской деятельности;
                         сокращение административных барьеров и
                         устранение ограничений для перемещения товаров;
                         создание логистической, торговой,
                         энергетической, информационной инфраструктуры,
                         необходимой для развития предпринимательской
                         деятельности;
                         повышение информационной прозрачности
                         деятельности органов государственной власти и
                         органов местного самоуправления, включая
                         публикацию основных процедур и результатов
                         деятельности;
                         сокращение прямого участия органов
                         государственной власти и органов местного
                         самоуправления в хозяйственной деятельности;
                         расширение доступа к государственному заказу и
                         иным ресурсам, правам, предоставляемым органами
                         власти;
                         развитие транспортной и энергетической
                         инфраструктуры

Сроки реализации         2010 - 2012 годы
Программы

Основные направления     формирование институциональной среды
реализации Программы     инновационного развития;
                         снижение инфляции;
                         создание условий для повышения качества и уровня
                         жизни населения;
                         развитие региональной конкурентоспособности

Объемы и источники       источниками финансирования Программы являются:
финансирования Программы средства, утвержденные в смете расходов
                         исполнительных органов государственной власти
                         Кабардино-Балкарской Республики и органов
                         местного самоуправления на их текущее
                         содержание;
                         собственные средства предприятий и организаций
                         республики

Ожидаемые результаты     улучшение конкурентной среды за счет развития
реализации Программы     транспортной, информационной, финансовой,
                         инвестиционной, энергетической инфраструктуры и
                         обеспечения ее доступности для участников рынка;
                         повышение эффективности защиты конкуренции
                         от антиконкурентных действий органов власти
                         и хозяйствующих субъектов;
                         снижение барьеров для вхождения на рынки новых
                         хозяйствующих субъектов;
                         сглаживание сезонных и иных колебаний цен
                         на продовольственные товары

Контроль за исполнением  контроль за исполнением мероприятий Программы
мероприятий Программы    осуществляет Министерство экономического
                         развития и торговли Кабардино-Балкарской
                         Республики

Введение

Конкурентоспособность Кабардино-Балкарской Республики как субъекта рыночных отношений определяется совокупностью таких условий, как:
наличие конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли;
способность органов государственной власти создать условия предприятиям республики для достижения и удержания конкурентного преимущества.
Основой конкурентной политики является настоящая Программа, разработанная в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р.
Программа включает в себя краткую характеристику конкурентной среды, инструменты развития конкуренции, индикаторы результативности конкурентной политики, а также меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях, которые являются перспективными, с точки зрения развития, для Кабардино-Балкарской Республики. Программа включает конкретный Перечень мероприятий с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей согласно приложению № 2.

I. Характеристика проблемы

1. Анализ конкурентной среды республики

Характеристика конкурентной среды республики
Оценка конкурентоспособности республики необходима для обеспечения конкурентных преимуществ своей территории и создания необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках республики.
В Кабардино-Балкарской Республике на 1 января 2009 года осуществляли хозяйственную деятельность 11692 организации, из которых 11235 являются юридическими лицами, 402 - филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями юридических лиц.
Наибольшее число хозяйствующих субъектов сосредоточено в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовой техники и предметов личного пользования, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства, строительства.
Более чем на половину ВРП республики (свыше 51 процента) обеспечивают отрасли, производящие товары. Из них примерно 60 процентов составляют сельское и лесное хозяйство, свыше 23 процентов - промышленность, 16 процентов - строительство. Доля отраслей, производящих услуги (порядка 29 процентов), более чем на две трети обусловлена производством в сфере торговли и общественного питания, на транспорт и связь приходится менее одной трети в общей структуре отраслей сектора услуг. Доля прочих отраслей в ВРП республики составляет порядка 18 процентов.
Оценка развития малого и среднего предпринимательства в республике
Малое предпринимательство является неотъемлемой составной частью экономики Кабардино-Балкарской Республики.
Ситуация в секторе малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 января 2009 года характеризуется следующими показателями:
свою деятельность осуществляли 24798 индивидуальных предпринимателей и 2900 субъектов малого предпринимательства;
число занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к общему числу занятых в экономике республики оценивается в 25 процентов, или 78,8 тыс. человек;
доля малого бизнеса в формировании ВРП оценочно составляет 25 процентов, рост к уровню 2006 года - 4 процента;
объем налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения составил 486,3 млн. рублей.
Уровень развития малого предпринимательства в городских округах и муниципальных районах республики остается неравномерным. Наибольший удельный вес по количеству субъектов малого предпринимательства приходится на городской округ Нальчик, в котором сосредоточено максимальное количество занятых в малом бизнесе.
В Кабардино-Балкарской Республике реализуется Республиканская целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2007 - 2011 годы". С учетом приоритетов программы создана комплексная система поддержки малого предпринимательства, включающая финансовые, имущественные, информационно-консультационные формы поддержки.
За 2008 год расходы на поддержку малого предпринимательства составили 204,4 млн. рублей, в том числе в рамках республиканских целевых программ "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2007 - 2011 годы" - 172,4 млн. рублей, "Программа Президента Кабардино-Балкарской Республики по подготовке кадров для экономики Кабардино-Балкарской Республики на 2007 - 2011 годы" - 32 млн. рублей.
Вместе с тем, несмотря на положительные сдвиги, дальнейшее развитие малого бизнеса невозможно без решения следующих проблем:
снизить высокий уровень административных барьеров, особенно со стороны контрольно-надзорных органов, коррупции во всех сферах регламентации бизнес-деятельности;
обеспечить доступ к банковским кредитным ресурсам - банковское финансирование не решает проблем развития малого бизнеса из-за отсутствия должного залогового обеспечения, непрозрачности финансовых потоков субъектов малого предпринимательства, осторожности банков в кредитовании малого бизнеса;
развить систему кредитной кооперации;
развить механизмы стимулирования развития малого инновационного предпринимательства, системы технопарков, которые могли бы оказывать стартовую поддержку компаниям, занятым высокотехнологичным производством, что приведет к практической невозможности системного развития инновационного бизнеса в республике;
решить проблему повышения качества и конкурентоспособности продукции малых предприятий, их выхода на российские и международные рынки;
повысить уровень официально зарегистрированных работников малого бизнеса, уровень их заработной платы и социального обеспечения.
Оценка системы размещения госзаказа
В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в Кабардино-Балкарской Республике были разработаны и приняты необходимые нормативные правовые акты, создана централизованная система управления закупками через уполномоченный орган, а также сформированы механизмы реализации принципов и положений Закона в рамках централизованной системы.
Действующая в Кабардино-Балкарской Республике система размещения заказа для государственных нужд направлена на повышение эффективности проводимых закупок, минимизацию затрат и пресечение коррупции. Данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров государственным и муниципальным заказчикам. Значительное влияние на экономику в целом и формирование конкурентной среды обусловлено общим размером бюджетных средств, освоенных в рамках размещения государственного заказа.
В целях обеспечения открытости, гласности и прозрачности закупок в Кабардино-Балкарской Республике были приняты меры, которые позволили создать на уровне субъекта достаточно эффективную систему информационного обеспечения государственных закупок.
Приоритетным направлением развития системы размещения заказов для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики является переход к использованию открытых аукционов в электронной форме в качестве превалирующей формы торгов, что позволяет снизить издержки участников размещения заказа, связанные со сложностями представления необходимых документов для участия в процедурах торгов, а также вероятность сговора участников за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах. Кроме того, электронная форма проведения аукционов позволяет обеспечить максимальный доступ предпринимателей к торгам, а также снижение рисков изменения рыночной конъюнктуры, выражающейся в изменении уровня цен в период размещения заказа, за счет сокращения сроков проведения торгов.
Важным фактором усиления конкурентной среды в сфере размещения заказов для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики является обеспечение расширения доступа малых предприятий к процессу осуществления государственных закупок посредством увеличения количества процедур, участниками которых являются исключительно субъекты малого предпринимательства.

2. Анализ конкурентной среды в отдельных отраслях

Агропродовольственный комплекс
Производством сельскохозяйственной продукции в Кабардино-Балкарской Республике занимаются 3562 субъекта хозяйствования (без учета личных подсобных хозяйств населения), в том числе 63 крупных и средних сельскохозяйственных предприятия, 468 малых предприятий, 1692 крестьянских (фермерских) хозяйства и 1339 индивидуальных предпринимателей.
Основная масса продукции, производимой предприятиями отрасли, потребляется внутри республики, однако, по таким видам продукции, как плодоовощные консервы, алкогольная продукция, минеральная вода и безалкогольные напитки, кондитерские изделия, доля продукции, вывозимой за пределы республики, доходит до 80 процентов.
В целом агропродовольственный комплекс характеризуется низким уровнем концентрации и развитой конкурентной средой.
В числе факторов, препятствующих развитию конкуренции на агропродовольственном рынке, основных барьеров доступа на рынок и деятельности на рынке следует выделить:
высокий уровень износа основных средств и недостаточность финансовых ресурсов (в том числе недостаточная доступность кредитных ресурсов) для модернизации производства;
отсутствие прямого доступа большинству предприятий агропродовольственного комплекса в розничную торговую сеть;
отсутствие крупных стабильных каналов реализации сельскохозяйственной продукции для вовлечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в конкурентную борьбу;
низкий уровень государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по низкорентабельным видам продукции (в частности, по молоку) за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
снижение кадрового потенциала агропродовольственного комплекса, вызванное низким уровнем и качеством жизни на селе.
Потребительский рынок
Состояние потребительского рынка в республике за последние годы остается стабильным, сохраняется положительная динамика роста оборота розничной торговли.
По состоянию на 1 июля 2009 года в республике в сфере оптовой и розничной торговли, оказания бытовых услуг осуществляют деятельность 2751 организация, что составляет 23 процента от общего числа организаций, из которых 87,4 процента приходится на частную форму собственности.
Функционируют 16 рынков, получивших соответствующие разрешения на право организации рынков.
В Кабардино-Балкарской Республике осуществляют деятельность продовольственные сетевые магазины, к наиболее крупным из них относятся сети магазинов "Магнит", "Караван", "Копилка", "Ласточкино гнездо", "Кенгуру".
К основным проблемам в товаропроводящей цепи, требующим оперативного решения, относятся:
появление большого числа лишних посреднических звеньев как в каналах реализации сельхозпродукции, так и при реализации продовольственных товаров, приводящих к удорожанию продукции;
слабая информированность участников рынка об экономической конъюнктуре последнего: возможных контрагентах, разбросе цен, целесообразных каналах сбыта, формах кооперации и поставок и, как следствие, нерациональность хозяйственных связей (высокие трансакционные издержки, издержки обращения);
неудовлетворительное качество сырья и высокая его стоимость (проблема характерна для мясной, молочной, мукомольной отрасли);
недостаточное внимание со стороны местных товаропроизводителей вопросам продвижения своей продукции;
низкая развитость договорных отношений между производителями и заготовителями сельскохозяйственной продукции;
отсутствие в республике крупных заготовителей, оптовых покупателей сельскохозяйственной продукции при сокращении объемов закупок заготовительными организациями и неадаптировавшейся к рынку потребительской кооперацией при одновременном формировании новой многоканальной рыночной системы реализации сельхозпродукции.
Рынок строительства (вновь возводимого жилья)
На начало 2007 года жилищный фонд Кабардино-Балкарской Республики составил 14,7 млн. кв. метров общей площади.
Данный рынок характеризуется слабо развитой конкурентной средой. Свыше 50 процентов от общего объема построенной жилой недвижимости в республике за период с 2006 по 2008 год приходится на долю одного хозяйствующего субъекта.
Несмотря на то, что в настоящее время рынок вновь возводимого жилья в республике характеризуется слабым уровнем конкуренции, в перспективе данный рынок станет более привлекательным для инвесторов.
Особенно остро стоит вопрос проведения проверок правомерности выделения земельных участков под строительство.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия подключения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
Рынок услуг в сфере жилищно-коммунального комплекса
По состоянию на 1 августа 2009 года в сфере жилищно-коммунального комплекса Кабардино-Балкарской Республики осуществляют свою деятельность 195 предприятий.
При оценке состояния конкуренции в сфере жилищно-коммунального комплекса проанализированы рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городах, а также состояние конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Кабардино-Балкарской Республике.
Розничный рынок электрической энергии (мощности).
В республике деятельность на розничном рынке купли-продажи электрической энергии (мощности) осуществляют три хозяйствующих субъекта.
В целях контроля за экономической концентрацией, предупреждения, пресечения недобросовестной конкуренции данные хозяйствующие субъекты включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов по позиции купля-продажа (поставка) электрической энергии (мощности).
Таким образом, республиканский и локальный (в пределах городских округов Нальчик и Прохладный) розничные рынки купли-продажи электрической энергии (мощности) в Кабардино-Балкарской Республике характеризуются высоким уровнем рыночной концентрации и слаборазвитой конкуренцией.
Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек (г. Нальчик)
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав хозяйствующих субъектов - участников рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах входят управляющие организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами.
Потребителями услуг управляющих организаций являются собственники помещений в многоквартирных домах.
Общий объем жилищного фонда многоквартирных жилых домов городского округа Нальчик составлял 2876,041 тыс. кв. метров. Из них в управлении 17 частных управляющих организаций находится 1827,0 тыс. кв. метров, что составляет 63,52 процента от общего объема жилищного фонда. В управлении 8 муниципальных управляющих организаций находятся 182,0 тыс. кв. метров, что составляет 6,36 процента от общего объема жилищного фонда. При этом доля частных управляющих организаций составляет 90,9 процента, а муниципальных - 9,1 процента.
Уровень рыночной концентрации является низким, а рынок является высококонкурентным.
Существует проблема разграничения имущества между администрациями муниципальных районов и администрациями городских и сельских поселений республики, не проведенная на законодательном уровне согласно требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Рынок фармацевтической и медицинской продукции
В Кабардино-Балкарской Республике в сфере розничной торговли лекарственными средствами осуществляют деятельность 137 лицензиатов и 203 аптечных учреждения вне зависимости от организационно-правовой формы собственности.
Данный рынок следует признать высококонцентрированным по муниципальным районам и городским округам со слабо развитой конкурентной средой.
Исключение составляет городской округ Нальчик, характеризующийся низким уровнем концентрации и развитой конкурентной средой. Здесь осуществляют свою деятельность 45 аптечных учреждений, в том числе аптечные сети.
Рынок информационно-коммуникационных технологий (услуг предоставления доступа к сети Интернет)
Информационно-коммуникационная инфраструктура является важным фактором для развития экономики Кабардино-Балкарской Республики, роста деловой и интеллектуальной активности, обмена и получения информации. В настоящее время Интернет в республике развивается весьма бурными темпами. Ежегодно его количественные показатели удваиваются.
При этом на данном рынке с долей более 95 процентов доминирует один хозяйствующий субъект.
Положение данного хозяйствующего субъекта обусловлено наличием технологической инфраструктуры, сети которой охватывают всю территорию республики, а также деятельностью в сфере услуг естественной монополии.
Высокая степень концентрации товарного рынка, доминирующее положение оператора, занимающее существенное положение, оказывает решающее влияние на общие условия предоставления услуг связи и ограничивает доступ на рынок другим операторам.
В условиях отсутствия нормальной конкуренции становится трудно обеспечивать пользователю элементарное право выбора провайдера, а компания-монополист не заинтересована разумно снижать цены на пользование сетью Интернет и развивать новые технологии.
Проведенный анализ цен на услуги доступа к сети Интернет показал, что при сравнительно высоких ценах населению республики предоставляется технологически отсталый продукт. При той же стоимости скорость предоставляемого продукта в 10 - 30 раз медленнее чем в других регионах.
Данный рынок следует признать высококонцентрированным со слабо развитой конкурентной средой.
Вопрос развития современных коммуникаций является важнейшим для формирования инвестиционной привлекательности республики.
Рынок розничной реализации нефтепродуктов
Согласно утвержденной Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 декабря 2007 года № 334-ПП Схеме размещения автозаправочных станций на территории Кабардино-Балкарской Республики, а также уточненным данным администраций муниципальных образований на территории республики размещены 261 действующая коммерческая АЗС (общего пользования), среди которых 60 АЗС специализируются на газовом топливе.
По итогам проведенного исследования было установлено доминирующее положение трех хозяйствующих субъектов на региональном и локальном розничных рынках реализации нефтепродуктов в республике с долей свыше 35 процентов от объемов реализации.
Розничный рынок реализации автомобильного бензина и дизельного топлива следует признать высококонкурентным со слабо развитой конкурентной средой.
В ходе проведения исследования барьеров входа на товарный рынок розничной реализации нефтепродуктов не выявлено.
Рынок пассажирских городских, межмуниципальных и межсубъектных перевозок
Пассажирские перевозки на городских и межмуниципальных маршрутах в Кабардино-Балкарской Республике осуществляют 2212 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и 29 юридических лиц различных форм собственности.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Законом Кабардино-Балкарской Республики от 25 мая 2001 года № 44-РЗ "Об автомобильном, железнодорожном пригородном и электрическом пассажирском транспорте общего пользования" отбор перевозчиков производится на конкурсной основе.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Министерства транспорта, связи и дорожного хозяйства КБР № 69 издан 30.07.2007, а не 30.06.2007 и утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства транспорта, связи и дорожного хозяйства КБР от 09.12.2008 № 166.

Критерии отбора перевозчиков определены Положением о конкурсе на право обслуживания регулярных маршрутов пассажирских перевозок, утвержденным Приказом министра транспорта, связи и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 30 июня 2007 года № 69.
В соответствии с указанными нормативными актами право доступа имеют все индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, соответствующие требованиям.
Рынок пассажирских городских и междугородних перевозок характеризуется низким уровнем концентрации и развитой конкурентной средой.
Рынок строительства и реконструкции автомобильных дорог
Общая протяженность автомобильных дорог в Кабардино-Балкарии на 1 января 2009 года составляет 8,6 тыс. километров, основной из которых является федеральная государственная автомагистраль М-29 "Кавказ".
На начало сентября 2009 года в Кабардино-Балкарии завершены строительство и реконструкция 11 автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них протяженностью более 85 километров на общую сумму 179,7 млн. рублей.
В выполнении программ дорожных работ, насчитывающей в 2009 году 66 объектов, участвуют около 20 подрядных и субподрядных дорожно-строительных организаций.
Это связано, в первую очередь, с законодательными нормами (государственной собственностью автомобильных дорог) и ограниченным объемом финансирования дорожного строительства.
В ходе проведения исследования барьеров входа на данный рынок не выявлено.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкуренция на рынке строительства и реконструкции автомобильных дорог в республике развита.

3. Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции

Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.
Состояние конкурентной среды в настоящее время характеризует:
высокий уровень административных барьеров;
инфраструктурные ограничения конкуренции:
незавершенность строительства дорожной инфраструктуры;
дефицит генерирующих энергомощностей;
износ существующей инженерной инфраструктуры;
ограничения конкуренции информационной инфраструктуры;
антиконкурентные действия органов власти, их должностных лиц и хозяйствующих субъектов.

Административные барьеры
Одной из основных угроз развития конкуренции являются административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.
В ходе проведения административной реформы существенно сокращены масштабы вмешательства органов государственной власти в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции.
Однако, в настоящее время указанная работа не завершена - во многих сферах сохраняются ограничения на вход новых участников на рынки в виде необходимости получения от государственных органов различных разрешений, согласований и заключений.
Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать реализацию следующих мер.
Во-первых, следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения "точечных" мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа.
Во-вторых, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти.
В-третьих, необходимо расширить поддержку малого бизнеса путем:
сокращения административного давления на предприятия малого бизнеса, включая введение частичного моратория на проведение проверок;
обеспечения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам и возможности проектного кредитования.
В-четвертых, необходимо сформировать эффективную, максимально доступную и прозрачную систему размещения государственных и муниципальных заказов, заказов госкорпораций и естественных монополий, в том числе путем расширения практики размещения заказов на электронных аукционах, установления обязанности размещения заказов на поставку товаров и услуг для государственных корпораций и естественных монополий на конкурсной основе.
Инфраструктурные ограничения конкуренции связаны с несоответствием темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе дефицитом мощностей естественных монополий.
К угрозам конкуренции относятся следующие инфраструктурные ограничения.
В части инженерной инфраструктуры
Износ существующей инженерной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние и на возможность реализации новых инвестиционных проектов, и на стабильность жизнеобеспечения действующих организаций и населения.
В настоящее время высок износ инженерных сетей: котельных, тепловых сетей, водопровода и канализации.
Информационная инфраструктура
Уровень развития и применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как в целом по республике, так и в муниципальных образованиях, не отвечает современным требованиям.
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.
Конструктивное взаимодействие институтов государства и предпринимательства является важнейшим фактором успешного развития конкуренции на региональных рынках. Прямые меры развития информационной инфраструктуры должны сочетаться с кооперацией и взаимодействием государственных органов и частных хозяйствующих субъектов. При этом должно приветствоваться привлечение частного капитала и знаний специалистов частного сектора экономики для выполнения государственных задач в рамках проектов государственно-частного партнерства, а также доминирующая бюджетная эффективность проектов развития информационной инфраструктуры.
Инвестиционная инфраструктура
Наличие развитой инвестиционной инфраструктуры является необходимым условием привлечения инвестиций в республику.
По отношению к институтам инвестиционной инфраструктуры усилия Правительства Кабардино-Балкарской Республики направлены на:
консолидацию инвестиционного потенциала в целях реализации инвестиционных проектов и программ;
привлечение банков, страховых, аудиторских, консалтинговых компаний и их объединений к разработке нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике;
оказание услуг предприятиям по подготовке инвестиционных проектов, поиску инвесторов и вовлечению их в инвестиционный процесс;
содействие в формировании небанковских инвестиционных институтов, лизинговых компаний и паевых инвестиционных фондов;
создание условий для накопления ими инвестиционного потенциала.
Взаимоотношения Правительства Кабардино-Балкарской Республики с инвестиционными институтами в части реализации инвестиционных программ строятся на основе агентских соглашений.
В республике существует система отбора приоритетных инвестиционных проектов.
В Перечень приоритетных инвестиционных проектов включаются инвестиционные проекты при условии:
реализации инвестиционного проекта в приоритетных для Кабардино-Балкарской Республики видах экономической деятельности;
наличия положительного решения Совета при Президенте Кабардино-Балкарской Республики по инвестициям о включении данного инвестиционного проекта в Перечень приоритетных инвестиционных проектов.
Антиконкурентные действия органов государственной власти и их должностных лиц
Антиконкурентные действия органов государственной власти - это нормативные правовые акты и (или) действия (бездействие), которые имеют (либо могут иметь) в результате недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
Основная масса антиконкурентных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также должностных лиц властных структур связана с нарушениями процедур проведения закупок для государственных и муниципальных нужд.
Наиболее распространенным нарушением, обжалуемым участниками размещения заказа, является необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, что подтверждает нежелание заказчиков допускать к своим заказам незнакомых предпринимателей, а это, в свою очередь, и является прямым нарушением конкурентного законодательства.
Другие отрасли антиконкурентных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц относятся к таким сферам деятельности, как незаконное предоставление государственных преференций, реформа в области ЖКХ, а также незаконные действия ряда местных администраций муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики по вопросам земельного законодательства.

II. Цели и задачи развития конкуренции

Инструментом достижения целей социально-экономического развития республики является конкурентная политика.
Цель конкурентной политики - повышение эффективности и конкурентоспособности региональной экономики на основе модернизации предприятий, снижения инфраструктурных и административных барьеров, совершенствования ценовой и налоговой политики, развития малого и среднего предпринимательства и тем самым создание условий для удовлетворения потребностей граждан в Кабардино-Балкарской Республике в товарах и услугах экономически эффективным образом.
Конкурентная политика является инструментом реализации следующих направлений социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2012 года:
формирование институциональной среды инновационного развития;
снижение инфляции;
создание условий для повышения качества и уровня жизни населения;

]]>
│   │Общественной палаты             │           │                        │
│   │Кабардино-Балкарской Республики │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│7. │Проведение анализа заявлений,   │2010 - 2012│ исполнительные органы  │
│   │обращений граждан на предмет    │           │ государственной власти │
│   │наличия информации о фактах     │           │          КБР,          │
│   │коррупции со стороны            │           │ местные администрации  │
│   │государственных и муниципальных │           │муниципальных районов и │
│   │служащих                        │           │   городских округов    │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│8. │Проведение на системной основе  │2010 - 2012│     Администрация      │
│   │анализа правовых актов          │           │     Президента КБР     │
│   │исполнительных органов          │           │                        │
│   │государственной власти          │           │                        │
│   │Кабардино-Балкарской Республики,│           │                        │
│   │их проектов на предмет          │           │                        │
│   │коррупциогенности               │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│9. │Проведение экономической и      │2010 - 2012│     Администрация      │
│   │антикоррупционной экспертизы    │           │    Президента КБР,     │
│   │инвестиционных проектов с       │           │      Министерство      │
│   │участием средств из             │           │экономического развития │
│   │республиканского бюджета        │           │     и торговли КБР     │
│   │Кабардино-Балкарской Республики │           │                        │
│   │и средств иностранных           │           │                        │
│   │инвесторов, рекомендуемых для   │           │                        │
│   │государственной поддержки и     │           │                        │
│   │реализации в                    │           │                        │
│   │Кабардино-Балкарской Республике │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│10.│Проведение контроля за          │2010 - 2012│      Министерство      │
│   │соблюдением требований          │           │экономического развития │
│   │законодательства о размещении   │           │     и торговли КБР     │
│   │заказов на поставки товаров,    │           │                        │
│   │выполнение работ, оказание услуг│           │                        │
│   │для государственных и           │           │                        │
│   │муниципальных нужд, в том числе │           │                        │
│   │предусматривающих поддержку     │           │                        │
│   │субъектов малого и среднего     │           │                        │
│   │предпринимательства при         │           │                        │
│   │размещении заказов              │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│11.│Повышение правовой грамотности  │2010 - 2012│      Министерство      │
│   │должностных лиц государственных │           │экономического развития │
│   │и муниципальных заказчиков,     │           │     и торговли КБР     │
│   │ответственных за размещение     │           │                        │
│   │заказа                          │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┴───────────┴────────────────────────┤
│   │           Мероприятия, направленные на совершенствование            │
│   │                    информационной инфраструктуры                    │
├───┼────────────────────────────────┬───────────┬────────────────────────┤
│12.│Увеличение количества рабочих   │2010 - 2012│   Управление делами    │
│   │мест, подключенных к единой     │           │     Президента КБР     │
│   │системе электронного            │           │                        │
│   │документооборота в              │           │                        │
│   │исполнительных органах          │           │                        │
│   │государственной власти          │           │                        │
│   │Кабардино-Балкарской Республики │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│13.│Внедрение электронной цифровой  │2010 - 2012│   Управление делами    │
│   │подписи в исполнительных органах│           │     Президента КБР     │
│   │государственной власти, местных │           │                        │
│   │администрациях муниципальных    │           │                        │
│   │районов, городских округов,     │           │                        │
│   │городских и сельских поселений  │           │                        │
│   │Кабардино-Балкарской Республики │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│14.│Обеспечение прозрачности        │2010 - 2012│Государственный комитет │
│   │установления тарифов            │           │     КБР по тарифам     │
│   │(при установлении тарифов       │           │                        │
│   │на очередной период обеспечить  │           │                        │
│   │открытость утвержденных тарифов,│           │                        │
│   │размещая информацию о тарифном  │           │                        │
│   │регулировании в СМИ и на        │           │                        │
│   │официальных сайтах регулирующих │           │                        │
│   │органов)                        │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┴───────────┴────────────────────────┤
│   │                         Другие мероприятия                          │
├───┼────────────────────────────────┬───────────┬────────────────────────┤
│15.│Обеспечение совершенствования   │2010 - 2012│      Министерство      │
│   │нормативной правовой базы       │           │экономического развития │
│   │по развитию товарных рынков     │           │     и торговли КБР     │
│   │республики                      │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│16.│Обеспечение выполнения правовых │2010 - 2012│      Министерство      │
│   │норм по допуску на розничный    │           │экономического развития │
│   │рынок сельскохозяйственных      │           │    и торговли КБР,     │
│   │товаропроизводителей в          │           │ местные администрации  │
│   │соответствии с Федеральным      │           │муниципальных районов и │
│   │законом от 2 июня 2007 года     │           │   городских округов    │
│   │№ 86-ФЗ и Постановлением        │           │                        │
│   │Правительства Российской        │           │                        │
│   │Федерации от 10 марта 2007 года │           │                        │
│   │№ 148                           │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│17.│Оказание государственной        │2010 - 2012│ Министерство сельского │
│   │поддержки создания              │           │      хозяйства и       │
│   │сельскохозяйственных            │           │   продовольствия КБР   │
│   │снабженческо-сбытовых           │           │                        │
│   │потребительских кооперативов    │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│18.│Создание                        │   2010    │ Министерство сельского │
│   │(с финансово-имущественным      │           │      хозяйства и       │
│   │участием Кабардино-Балкарской   │           │   продовольствия КБР   │
│   │Республики) республиканской     │           │                        │
│   │продовольственной корпорации по │           │                        │
│   │продвижению на рынок продукции  │           │                        │
│   │агропромышленного комплекса     │           │                        │
│   │республики                      │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│19.│Государственная поддержка       │2010 - 2012│      Министерство      │
│   │(субсидирование, предоставление │           │экономического развития │
│   │грантов) приоритетных           │           │    и торговли КБР,     │
│   │инвестиционных проектов,        │           │ Министерство сельского │
│   │обеспечивающих запуск           │           │      хозяйства и       │
│   │производства высококачественных │           │   продовольствия КБР   │
│   │конкурентоспособных продуктов   │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│20.│Организация регионального       │2010 - 2012│Государственный комитет │
│   │контроля за стандартами         │           │    КБР по тарифам,     │
│   │раскрытия информации субъектами │           │ местные администрации  │
│   │электроэнергетики и проведение  │           │муниципальных районов и │
│   │мероприятий по обеспечению      │           │   городских округов    │
│   │информационной открытости       │           │                        │
│   │при формировании и реализации   │           │                        │
│   │инвестиционных программ         │           │                        │
│   │организаций коммунального       │           │                        │
│   │комплекса, в том числе          │           │                        │
│   │в отношении имеющихся свободных │           │                        │
│   │мощностей для присоединения     │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│21.│Организация совместно с         │   2010    │Государственный комитет │
│   │потребителями и иными           │           │     КБР по тарифам     │
│   │заинтересованными сторонами     │           │                        │
│   │мониторинга за соблюдением      │           │                        │
│   │установленных сроков, порядка и │           │                        │
│   │условий исполнения договоров на │           │                        │
│   │подключение и поставку          │           │                        │
│   │энергоресурсов                  │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│22.│Организация совместно           │2010 - 2012│Государственный комитет │
│   │с потребителями и иными         │           │     КБР по тарифам     │
│   │заинтересованными сторонами     │           │                        │
│   │мониторинга за соблюдением      │           │                        │
│   │установленных сроков, порядка и │           │                        │
│   │условий заключения и исполнения │           │                        │
│   │договоров на подключение и      │           │                        │
│   │поставку ресурсов со стороны    │           │                        │
│   │организаций коммунального       │           │                        │
│   │комплекса                       │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│23.│Осуществление поддержки         │2010 - 2012│ Министерство спорта и  │
│   │эффективных проектов,           │           │      туризма КБР       │
│   │направленных на развитие        │           │                        │
│   │туристской инфраструктуры       │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│24.│Развитие существующих объектов  │2010 - 2012│ местные администрации  │
│   │дорожного сервиса с учетом      │           │муниципальных районов и │
│   │предложений по архитектурному   │           │   городских округов    │
│   │оформлению и благоустройству    │           │                        │
│   │прилегающих территорий          │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│25.│Разработка и внедрение          │2010 - 2012│      Министерство      │
│   │методологии повышения качества  │           │    строительства и     │
│   │бизнес-планов по строительству  │           │    архитектуры КБР     │
│   │жилья с целью привлечения       │           │                        │
│   │кредитных средств для жилищного │           │                        │
│   │строительства                   │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│26.│Содействие разработке и         │2010 - 2012│      Министерство      │
│   │реализации механизмов проведения│           │    строительства и     │
│   │комплексной застройки           │           │    архитектуры КБР     │
│   │территории, реконструкции и     │           │                        │
│   │комплексного обновления         │           │                        │
│   │существующих кварталов застройки│           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│27.│Обеспечение перехода            │2010 - 2012│      Министерство      │
│   │на договорные отношения         │           │    промышленности,     │
│   │в сфере управления жильем и     │           │топливно-энергетического│
│   │коммунальной инфраструктурой    │           │      комплекса и       │
│   │                                │           │ жилищно-коммунального  │
│   │                                │           │     хозяйства КБР      │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│28.│Формирование институтов         │2010 - 2012│      Министерство      │
│   │производственно-рыночной        │           │экономического развития │
│   │инфраструктуры поддержки        │           │    и торговли КБР,     │
│   │конкурентоспособности субъектов │           │ Министерство сельского │
│   │продовольственного сектора      │           │      хозяйства и       │
│   │республики                      │           │   продовольствия КБР   │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│29.│Создание и поддержка малых      │2010 - 2012│ Министерство сельского │
│   │и средних производств по        │           │      хозяйства и       │
│   │переработке молока и другой     │           │   продовольствия КБР   │
│   │сельскохозяйственной продукции  │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│30.│Создание информационного        │   2010    │ Министерство сельского │
│   │ресурса, доступного для всех    │           │      хозяйства и       │
│   │хозяйствующих субъектов         │           │   продовольствия КБР   │
│   │и содержащего актуальную        │           │                        │
│   │информацию об источниках сырья и│           │                        │
│   │материалов, ценах, рынках сбыта │           │                        │
│   │сельскохозяйственной продукции и│           │                        │
│   │продовольствия, по основным     │           │                        │
│   │вопросам рыночной конъюнктуры   │           │                        │
│   │(цены, спрос, предложение)      │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│31.│Субсидирование субъектам малого │2010 - 2012│      Министерство      │
│   │и среднего предпринимательства  │           │экономического развития │
│   │части процентной ставки по      │           │     и торговли КБР     │
│   │банковским кредитам и договорам │           │                        │
│   │лизинга                         │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│32.│Поддержка микрофинансовых       │2010 - 2012│      Министерство      │
│   │организаций                     │           │экономического развития │
│   │                                │           │     и торговли КБР     │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│33.│Разработка и внедрение          │   2010    │      Министерство      │
│   │гарантийных механизмов          │           │экономического развития │
│   │по обеспечению кредитов,        │           │     и торговли КБР     │
│   │привлекаемых субъектами малого и│           │                        │
│   │среднего предпринимательства,   │           │                        │
│   │микрофинансовыми организациями  │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│34.│Субсидирование субъектам малого │2010 - 2012│      Министерство      │
│   │и среднего предпринимательства  │           │экономического развития │
│   │части затрат на технологическое │           │     и торговли КБР     │
│   │присоединение энергопринимающих │           │                        │
│   │устройств к электрическим сетям │           │                        │
├───┼────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│35.│Развитие и содержание           │2010 - 2012│      Министерство      │
│   │инфраструктуры поддержки малого │           │экономического развития │
│   │и среднего бизнеса, в том числе │           │     и торговли КБР     │
│   │бизнес-инкубаторов, промышленных│           │                        │
│   │парков и технопарков            │           │                        │
└───┴────────────────────────────────┴───────────┴────────────────────────┘



Связаться с автором сайта: info@regionz.ru